Эмпатическая составляющая учебной деятельности должна быть отражена в социально-ориентированной деятельности обучающихся, которая основывается на познании мира сквозь призму эмпатического познания, ценностными категориями которого являются "духовность" и "нравственность".

Эмпатия является одним из механизмов межличностного познания, а потому эмпатическое познание Другого – это процесс, позволяющий понять Другого. Данный процесс включает в себя такие вопросы как поиск нужной «константы» взаимопонимания, размышления о духовности, нравственности и сути человека, рассмотрение основ справедливости, милосердия, патриотизма, общности всех культур и народов в общечеловеческом смысле.

В эмпатическом познании важнейшее значение обретает ценностный аспект, открывается возможность познать истину с позиций ценностной ориентации Другого. Существенная особенность ЭП – установка на субъект. Понять КОГО, а не понять ЧТО! Оно открывает новый объект – чужое сознание. Другой не только активный, но и чувствующий (ему может быть больно, его нельзя использовать и ставить над ним эксперименты; не навреди, не причини боль). Этот принцип распространяется и на систему взаимоотношений в сфере "Человек-Природа".

С этой точки зрения и необходимо взглянуть на понятие "Метапредметность".

 С каждым метапредметным элементом связаны ключевые философские проблемы имеющие статус «вечных»: Как произошёл мир? Что такое жизнь? Что такое человек? Как возникло всё? и т.п.  То есть, вопросы, базирующиеся на взаимоотношениях "Человек-Мир". Именно эти вопросы являются и метапредметными, и личностными одновременно. И потому, говоря о метапредметности, мы должны говорить не только, и не столько о формировании общеучебных УУД, сколько, в первую очередь, о познании первосмыслов всего сущего.
Если попытаться нарисовать графически взаимозависимость личностных, предметных и метапредметных результатов друг от друга, это должны быть не отдельные этапы (ступени) как предлагают ФГОС, а, вероятно,  некое общее образование, в центре которого будет сфера ЛР, включённая в сферу ПР, а та, в свою очередь, в сферу МР. Конечно, эта схема – лишь представление автора, и она не лишена субъективности. А потому требует доработки. Это лишь некий взгляд на проблему.

 1. Бочкарёва С.В. Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера, основанного на эмпатическом познании Природы: элективный курс. – Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПРКРО», 2010. – 58с. (Электронная книга Ямала: раздел «История. Этнография»).  получен Акт о внедрении ЭК в учебный процесс школ ЯНАО, 2011. СКАЧАТЬ:

  2Бочкарёва С.В. Размышления об эмпатическом познании [Текст]: монография / С. В. Бочкарева: под ред. докт. филос. наук. Б. С. Шалютина. — Челябинск: Цицеро, 2011. - 179 с. получена Справка КГУ об использование монографии в учебном процессе ВУЗа (в рамках реализации образовательных программ бакалавриата, магистратур и аспирантуры) с 2012 года:

Второе издание: Размышления об эмпатическом познании : монография / С.В. Бочкарева. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 149 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5aaf5c63ed0f63.52187112.ЧИТАТЬ://

  3. Бочкарева, С. В. На пути к постижению смысла курса ОРКСЭ: сборник интервью / С. В. Бочкарева, А. А. Маметова. — Челябинск : Цицеро, 2013. — 67 с. (3 место в Межрегиональном этапе Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя", 2014): https://yadi.sk/d/Bvg6_qtHsC9Bb 

4. Бочкарёва С.В. Создание художественного образа сквозь призму эмпатического познания: Элективный курс. - Курган: ИМЦ, 2015 - 53 стр.:(Диплом победителя I Всероссийского конкурса педагогических изобретений; Сертификат соответствия, 2015, с 2015 по 2020 год). ЛУЧШАЯ РАБОТА Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России», проводимый Малой Академией наук «Интеллект будущего» (февраль 2017): номинация «Компетенции будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки XXI века»: РАЗМЕЩЕНО  на сайте: Научно-образовательного электронного журнал «Академиан», номер 8, 2017  ( СМ. номинацию «Компетенции будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки XXI века») ЧИТАТЬ  

5. Бочкарёва С.В. Сценарий для агитбригады "Безопасность на дороге - наше общее дело" (Диплом победителя Всероссийского экспресс-конкурса разработок по ПДД, 2015: ЧИТАТЬ: 

НЕКОТОРЫЕ СТАТЬИ АВТОРА МОЖНО ПРОЧЕСТЬ

в ИНТЕРНЕТ-БИБЛИОТЕКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Фестиваля педагогического творчества

 статья «Тернисты тропинки на пути к Истине».

К вопросу о воспитании духовности.

Процесс эмпатического познания как процесс выстраивания диалога в системах «индивид-индивид» и «индивид-культура».

Истинность Диалога: соционическое исследование или эмпатическое познание Другого.

Русская душа как символ единения и единства в откровениях Ивана Ильина.

Размышления о духовности и нравственности с точки зрения ценностных категорий.

Эмпатическое познание как специфический способ познания окружающего мира.

Основное назначение курса ОРКСЭ.

Язык «Троицы»: от истоков к современности.

статья «Изучение правил дорожного движения: взгляд «изнутри».

Пословицы России и Англии (общее и особенное): (материалы для уроков и элективных курсов):

 Статьи по вопросам духовности и нравственности

1. Бочкарёва С.В. К вопросу о воспитании духовности/Электронный журнал «Образование Ямала», №2, 2012, раздел «Православие и образование, воспитание. [Электронный ресурс]. URL: http://yamal-obr.ru/issue/2/

 2. Бочкарева С.В. «Троица» Андрея Рублёва как символ понимания Другого//Толерантность в современном мире: объективная реальность или конец утопии [Текст]: Материалы IV международной научно-практической конференции (20 мая 2014) г. Под редакцией В.Г. Паршукова. –  Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г. Салехарде, ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», - Салехард, 2014. (296 с.)

 3. Бочкарева С.В. Тернисты тропики на пути к Истине //Электронный журнал «Образование Ямала». Ежеквартальный информационно-методический журнал. – 2014. – №6 (октябрь). – URL: http://www.yamal-obr.ru.

 4. Бочкарёва С.В. Основное назначение курса ОРКСЭ/Электронный журнал «Образование Ямала». – 2013.  – № 6 (декабрь ). – раздел «Православие и образование, воспитание URL: http://www.yamal-obr.ru.

 5. Бочкарева С.В. Язык «Троицы»: от истоков к современности//Bochkareva S.V. The language of Rublev’s “Trinity”: from the very beginnings till the present//3rd International Congress on Social Sciences and Humanities. Proceeding of the Congress (November 15, 2014/ Volume 1/ Vienna, OR: “East West” Association for Advanced Studies and High Education GmbH, Vienna – С.305-310.

 6. Бочкарёва С.В. Размышления о духовности и нравственности с точки зрения ценностных категорий/Ценности и нормы в потоке времени: материалы VI Международной научной конференции (Курган, 9-10 апреля, 2015г.) отв.ред. Б.С.Шалютин. – Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2015. – С.15 – 17.

 Эту статью также можно прочесть в электронном журнале: Информационно-тематический портал «Обозник»- электронное периодическое издание. – URL: http://www.oboznik.ru/?p=45766

7. Бочкарёва С.В. Открытие нравственных истин  на основе эмпатического познания/ Сайт ИРОСТ Курганской области, раздел «Эффективный педагогический опыт Курганской области» (26.02.2016) URL: http://oiio.ucoz.ru/load/stati/otkrytie_nravstvennykh_istin_na_osnove_ehmpaticheskogo_poznanija/3-1-0-514

 8. Бочкарёва С. В. Русская душа как символ единения и единства в откровениях Ивана Ильина// Электронный журнал «Образование Ямала», Октябрь, 2016 г., номер 14: URL: http://yamal-obr.ru/articles/russkaya-dusha-kak-simvol-edineniya/

9. Бочкарёва С.В. Взаимопонимания вечные истины: диалог мнений. Сборник статей студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. По результатам XV Международной научной конференции «Человекознание», 30 октября, 2017. - с. 43-49.

10. Бочкарѐва  С.В.  ПРОЕКТ  «СЕМЬЯ  И  БРАК»  КАК  СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ/Семья  и  семейные  ценности в  современном  мире : материалы Всероссийского  очно-заочного научно-практического семинара с  международным участием , посвященного Году семьи в Республике Башкортостан и Году волонтера в Российской Федерации (кафедра этики,  культурологии  и  связей  с  общественностью  факультета философии   и   социологии   Башкирского  государственного университета,  г.  Уфа,  27апреля  2018 г.).  Часть  1/  отв.  ред. З.Я.Рахматуллина. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018.  – с.78 – 82.

http://www.bashedu.ru/sites/default/files/chast_1.pdf

 


 

 Публикации по теме диссертации

(точкой отсчёта для диссертации стала идея Курганского профессора Б.С. Шалютина о том, что эмпатическое познание должно стать рядоположенным рациональному и сенсорному)

 1. Бочкарёва С.В. Эмпатическое познание как одна из возможных основ межкультурного диалога (мнение дилетанта) // Язык. Культура. Коммуникация. Материалы III Международной заочной научно-практической конференции, г. Ульяновск, март 2009 г./Отв.ред.проф. С.А. Борисова. – Ульяновск, 2009. – с. 151 – 157.

2.  Бочкарёва С.В. Основы эмпатического познания// Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. – Вып.XI. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. – С. 47-48. (0,2 п.л.).

3. Бочкарёва С.В. Возможности эмпатического познания (тезисы доклада)/ Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского  конгресса. Том 1. – Новосибирск: Параллель, 2009. – С.76-77. (0,1п.л.).

4. Бочкарёва С.В. Возможности эмпатического познания //Вестник Курганского государственного университета,– Серия «Гуманитарные науки». – Вып.5. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,  2009. – С. 3-6. (0,6 п.л.).

5. Бочкарёва С.В. Размышления об эмпатическом познании//Философские вопросы естественных, технических, гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т./под ред. Е.В. Дегтярева, Д.А. Теплых. – Магнитогорск: МаГУ, 2009, – Вып.4. – Т.3. – С. 96-104. (0,6 п.л.).

6. Бочкарёва С.В. Социальная коммуникация. Соционика или эмпатия? // Научный Вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. - Выпуск № 3 (66). - Эффективность социальных коммуникаций как перспектива инновационного развития общества//сборник материалов Международной научно-практической конференции-семинара (11-13 апреля 2010), Салехард, 2010. – с.114 -147.

7. Бочкарёва С.В. Истинность Диалога: соционическое исследование или эмпатическое познание Другого»/ Вестник ЧелГУ № 2(217)/2011, выпуск 20. – С.111-115.

8. Бочкарёва С.В. Понимание Другого» как одна из социальных ценностей»/Социальные ценности и выбор времени: Материалы V Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора С..М. Шалютина (Курган, 14-15 апреля 2011г.). – Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2011. – С.16-18.

9. Бочкарёва С.В. Процесс эмпатического познания как процесс выстраивания диалога в системах «индивид-индивид» и «индивид-культура»// Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук» [Текст]: науч. журн./учредитель ООО «Коллоквиум». – 2011, №4(4). – Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2011. – ISSN 2222-1484. – С. 4-8. (0,4 п.л.).

10. Бочкарёва С.В. Роль механизма эмпатического познания в создании художественного образа (индивид-образ)//Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук» [Текст]: науч. журн./учредитель ООО  «Коллоквиум». – 2011, №4(4). – Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2011. – ISSN 2222-1484. – С. 9-15. (0,8 п.л.)

11. Бочкарёва С.В. Судьба диалога сквозь призму эмпатического познания//Судьба диалога в условиях глобализации и трансформации [Текст] Материалы III международной научно-практической конференции (1 апреля 2011 г.). Салехард, 2011. – С. 49-54.

12. Бочкарёва С.В. Субъект-субъектная природа эмпатического познания//Вестник Курганского государственного университета. - Серия «Гуманитарные науки». - Вып.7. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012 № 22.. – С. 74-78.

13. Бочкарёва С.В. Конструктивная миссия эмпатической культуры педагога в субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса//Педагогическая культура в современной образовательной парадигме [Текст]: Материалы IV международной научно-практической конференции/Под редакцией В.Г. Паршукова.- НОУ ВПО «СФГА», Филиал в г. Салехарде. – Салехард, 2012. – С. 38-45.

14. Bochkareva S.V. Il fenomeno della conoscenza empatica/ Italian Science Review. 2014;  1(10). PP. 277-282.

15. Бочкарёва С. В. Эмпатическое познание как специфический способ познания окружающего мира [Текст] / С. В. Бочкарёва // Новые идеи в философии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Зебра, 2015. – С.6-16. – URL: http://www.moluch.ru/conf/philos/archive/135/7718/

16. Бочкарёва С.В. Проблема возможностей эмпатического познания в системе «человек-техника»// Современные научные исследования. Выпуск 3 / Под ред. П. М. Горева и В. В. Утёмова. - Концепт. - 2015. - Приложение № 13. - URL: http://e-koncept.ru/ext/143. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. URL: https://e-koncept.ru/2015/85013.htm

17. Бочкарёва С.В. Формирование эмпатической культуры педагога в условиях перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС второго поколения/Педагогическое Зауралье №1, 2015. – С.6-10.

18. Бочкарёва С.В. Эмпатическое познание как основа экологического мышления//Современные проблемы гуманитарных и естественных наук [Текст]: Материалы XXXV международной научно-практической конференции 27-28 июня 2017 г. /Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо», 2017. – С. 76-79.

 

Публикации, связанные с антропологией и экологией

 1.  Бочкарёва С.В. Природа Крайнего Севера и особенности жизненного уклада коренных народов как потенциал экологического равновесия и здорового образа жизни. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2003 – 73 с.

 2. Бочкарёва С.В. Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера, основанного на эмпатическом познании Приро-ды//Экологическая безопасность современных социально-экономических систем, всероссийская науч.-практ.конф. (2009; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция «Экологическая безопасность современных социально-экономических систем»,10 февраля 2009 г.: [материалы]/ отв.ред. А.А. Огарков [и др.]. – М.: ООО «Глобус»,2009. – с.16-35.

 3. Бочкарева С.В. Природа Крайнего Севера как потенциал экологического равновесия и здорового образа жизни //Электронный журнал «Образование Ямала». Ежеквартальный информационно-методический журнал. – 2014. – №5 (июль). – URL: http://www.yamal-obr.ru.

4. Бочкарёва С.В. Этнокультурные основы экологического равновесия/Экология. Риск. Безопасность: материалы IV Общероссийской научно-практической очно-заочной конференции с международным участием (29-30 октября 2015г.): сб.науч.тр. - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2016. - С.29-31. 

http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/4324/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D0%A1%D0%94_2016_%D0%A1%D0%91.pdf?sequence=1&isAllowed=y

 5. Бочкарёва С.В. Человек как часть природы//Актуальные проблемы экологии и природопользования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (18 мая 2017 г.). – Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2017. –  С.36-40.

6. Бочкарёва С.В.Экологическое просвещение как один из путей познания природы  /Актуальные проблемы экологии и природопользования: сборник статей по материалам Всероссийской  (национальной)  научно-практической  конференции (5 апреля 2018 г.) / под. общ. ред. проф. Сухановой С.Ф. – с.198 - 202 Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2018.

 

 

 Публикации в журнале «Ямальский меридиан»

 1. Бочкарёва С.В. Особенности национальной пищи/ Ямальский меридиан, 2004,  №1 – С.31.

 2. Бочкарёва С.В. Особенности некоторых национальных обрядов/ Ямальский меридиан, 2004,  №2 – С.38.

 3. Бочкарёва С.В.  Лекарственные растения/ Ямальский меридиан, 2004,  №4 – С.44.